Все не случайно
Опубликовано: 19 Октябрь 2015 | Автор: Евгений Сахаров | Категория: Uncategorized | Метки: методы убеждения, проблемы копирайтинга, смыслинг | Комментарии (3)
Копирайтер – профессиональный стрелок по двум мишеням одним патроном.
ПИФ! — нужно попасть в целевую аудиторию, под которую пишется текст.
ПАФ! – нужно поразить заказчика, который винтовку в руки не брал, но может мнить себя Бьорндаленом.
Обычно проблемы в копирайтинге возникают из-за того, что заказчик оценивает текст по принципу «нравится/не нравится» и не видит главного – Системы.
Система
Заказчику нужно понять: копирайтер не новеллист, не колумнист и не блогер. Он изучает; ищет факты, вычленяет выгоды; утрамбовывает в текстовые блоки и прикидывает, как их расставить. А после редактирует, редактирует, редактирует. Романтики здесь мало.
Мальчик из «Шестого чувства» мог видеть мертвецов. Наметан глаз и у акул профессионального копирайтинга. Они учитывают мелочи, которые читатель не заметит, но пропустит через себя и благодаря этому станет ближе к покупке. Похоже на работу инженера, от которого зависит, взлетят ли ваши продажи «Протоном» в космос или позорно сгорят на старте.
Приведу примеры, что я подразумеваю под Системой (системным подходом).
Давайте поможем людям это все прочесть
Есть у меня в портфолио такой текст:
Посмотрите на заголовок и подзаголовки. Они адаптированы для беглого просмотра. Читатель сканирует их и уже понимает, чем выгодно предложение.
Еще один момент – форматирование. Дутые пассажи утомляют, но и гирлянда из абзацев-кастратов тоже бесит. Поэтому важно нащупать баланс и чередовать средние абзацы (четыре-пять строк) с короткими (три строки) и очень короткими (строка). В тексте так и есть.
Кстати, в этой статье тоже.
Одна лишняя буква — и «Шеф, все пропало!»
Продолжим анализировать текст выше. Прозумим один из блоков:
Заменить бы «яркими» на «сочными», так выразительнее. Но тогда левый столбик опустится на строку вниз, симметрия нарушится, и будет фу. И все из-за одной буквы! Читатель об этом, конечно, не узнает, ему плевать, но автор-то страдал!
Кто-то скажет, что на марки чернил читателю тоже плевать. Возражу: дозированный фичеризм порой цепляет и внушает. И чем меньше человек подкован в теме, тем почему-то больше внушает, да так, что непонятное начинает казаться многозначительным.
Вот почему гуманитарии с таким придыханием говорят об «Интерстелларе»!
Начнем за здравие
Я уважаю лендинги как явление. Они вынуждают копирайтера завернуть эго в кулечек и трудиться во благо конверсии.
В этом примере заголовок с подзаголовком, буллиты и списки раскрывают оффер (новостройки в благоустроенном зеленом районе Новой Москвы). Читатель еще на первом экране, но ответы на главные вопросы уже получил.
Рассмотрим еще один пример:
В первом абзаце сборная солянка из преимуществ и выгод. Некоторые из них раскрываются в тексте, но не все читают рекламу дальше заголовка и лида. Поэтому весь сок надо уместить здесь.
И пусть текст пухнет от смысла
Профессионалы копирайтинга умеют воздействовать на читателя. Читали «12 способов вызвать эмоции»? В этом отрывке из письма использовано как минимум шесть способов:
Еще текст под завязку забит смыслом. В двух абзацах рассказано, сколько существует компания, определена ее целевая аудитория, разжевано, что такое квесты, сколько их всего и сколько человек могут принять участие.
Как видите, все не случайно. Каждое слово на своем месте.
Защищайтесь, сударь!
Итак, профессиональный копирайтинг – это мощная Система из множества нюансов, которые нужно учесть.
Но как все-таки быть, если заказчику не понравился ваш текст?
Спокойно объясните ему про Систему на примере написанного текста. Помните метафору с «Протоном»? Впустите заказчика на завод, проведите в лабораторию и покажите чертежи ракеты.
Вот что говорит об этом Рой Питер Кларк, автор сборника «50 приемов письма»:
Моя знакомая Антея Пэнроуз раскритиковала мои короткие-короткие главы серии статей «Три маленьких слова». Она сказала: «Для меня это не достаточно. Я только-только втягиваюсь, а ты уже заканчиваешь. Мне хотелось продолжения».
Как я мог изменить ее отношение? И зачем мне делать это? Если для нее главы слишком короткие, значит они слишком короткие. Вот что я ответил:
«Антея, ты не первая, кто так реагирует на коротенькие главы. Они, естественно, не подходят для некоторых читателей. Но, используя короткие главы, я пытался привлечь к материалу читателей, которые никогда не читают больших материалов. Я получил несколько писем от читателей с благодарностью за то, что я ценю их время, и что это первая серия публикация в журнале Time, которую они прочли целиком».
Опытные авторы давно об этом смекнули. Я сам порой работаю на опережение и оставляю в тексте примечания. А уж в рекламных агентствах вся креативная команда участвует в защите придуманной концепции. Одна из святейших обязанностей, фиг ли.
Но это не означает, что автор по умолчанию прав, а у заказчика не варит котел. Копирайтеры тоже фэйлят, и иногда люто. Но это уже совсем другая тема. Напишу, когда будет время.
Цены ровные, сроки четкие.
Автор — копирайтер из Москвы Евгений Сахаров.
Евгений, у вас самый крутой копирайтерский блог, который я видела!
Только вот после ваших постов мне становится стыдно и грустно( столько ошибок у себя нашла: «прямо сейчас» и т.д. Зато теперь пишу чуть-чуть лучше. Спасибо вам за это!
Очень жду новых записей!
Елена, спасибо!
Да это не ошибки на самом деле (я про «прямо сейчас» и т.п.). Это лишь субъективный взгляд на копирайтинг. Мне странно, когда люди всерьез полагают, что «прямо сейчас» заставляет людей все на свете бросить и позвонить. Но верю, что в каком-то случае это может сработать. Беда копирайтинга и маркетинга в том, что тут сложно что-то точно измерить и проанализировать. Даже с помощью AB-тестов.
Все мои тексты структурированы, продуманы, а каждое слово взвешено. Моя задача продать ваши услуги или продукцию, а не блистать красноречием и писательскими талантами.