Тестовое задание — это вообще нормально?
Опубликовано: 27 Март 2017 | Автор: Евгений Сахаров | Категория: Uncategorized | Метки: офис, проблемы копирайтинга, разрушая легенды | Комментарии (6)
То ли кризис, то ли мода такая, но работодатели загнули пальцы веером. Какую вакансию копирайтера ни глянь — везде предлагают выполнить тестовое задание. Часто еще до собеседования. Даже если зарплата сильно ниже средней по городу.
Тестовые — практика неоднозначная. Для работодателя это способ свести к минимуму количество собеседований и отобрать наймита, чьи вкус, мышление и жизненная позиция по счастливой случайности совпадут с оными начальника. Для соискателя тестовое — гемор и 0,0% уверенности хоть в чем-нибудь.
Истина, наверное, где-то посередине, но я копирайтер, поэтому буду стоять за своих.
Что не так с тестовыми заданиями? Взгляд копирайтера
Делают путь до вакансии тернистым. В 2015 году я собеседовался в финансовой компании. Сначала общался с эйчаром, затем подсел директор по маркетингу – ну, это классика. Я думал, все, но разве ж когда в финансах было так просто? Мне дали домашку из пяти задач: если справлюсь — устроят финальное собеседование с региональным руководителем. Я взвесил все против («за» не было; по зарплате мне обещали только 45 000, а я просил 50 000) и отказался.
И близко не гарантируют трудоустройство. В стартапе, где я работал главредом, в маркетинг набирали контент-менеджеров. Каждому соискателю рассылали тестовое задание. Выполнивших было под сотню – взяли только двоих. Двоих из 100, Карл!
Отсеивают сильных кандидатов. Вот давайте пофантазируем: Дэвид Огилви увольняется из агентства имени себя и закидывает резюме на Headhunter. Будет он отвечать компаниям, которые просят сделать домашнее задание?
«Дэвид, спасибо за внимание к нашей вакансии. Нас заинтересовали ваши навыки, опыт, портфолио (его я, конечно, не смотрела), рекомендации (аналогично). В завершение собеседования предлагаю вам выполнить тестовое задание»
Не знаешь, кто и как будет оценивать. Оценка копирайтинга со стороны, особенно несведущим лицом (HR, продуктолог, гендиректор), — это 100% вкусовщина. Ты топишь за пользу, шмользу, инфостиль, а ЛПРу, может, и срать на твой пиши-сокращай. Его тонкая душа поэта просит ванильных текстиков в стиле дневничков на ЛиРу.
Могут быть использованы для решения задач компании. На собеседовании в одной ОЧЕНЬ КРУПНОЙ компании мне сказали прямо: вот тебе два задания по SMS-рассылкам – только они для проформы. Нам важнее третье: придумать тему для доклада на конференции по Big Data, на которую нас пригласили. Если руководителю тема не понравится – прости-прощай.
Часто составлены не пойми как. Я не видел ни одного подробного, понятного и прозрачного тестового. Всегда хочется выкатить целый список пунктов под уточнение. «Статья на 800 знаков». Окей, а это с пробелами или без? А если будет 798 или 812 – нормально? «Напишите заголовок и краткое, на одну строку, описание к товару на фото». Окей, но на фото ребенок в кофточке, джинсах и кроссовках, плюшевый ягненок и машинка. Что здесь товар – ягненок, машинка, одежда или обувь? А может, вы детишками приторговываете?
Это против природы копирайтера. Опытный копирайтер, долго работавший как фрилансер или ИП по 100% предоплате, никогда не сделает лендинг, несколько рассылок и статей бесплатно. Вот просто никогда.
Тестовое задание до собеседования – не по Кэмпу
Джим Кэмп учит следить за бюджетом переговоров. В это понятие входят время (1x), энергия (2x), деньги (3x), эмоции (4x). То есть эмоциональные затраты аукнутся в 4 раза сильнее временных.
В системе Кэмпа ключ – минимизировать свой бюджет и увеличить бюджет противника, чтобы «закрепить» того за собой.
Пример: фрилансер увеличивает бюджет заказчика, прося того заполнить бриф (1x) и внести предоплату (3x). Так как заказчик потратил уже слишком много ресурсов, ему выгоднее работать с этим фрилансером. Заказчик не соскочит.
Предлагая тестовое задание для копирайтера до собеседования, работодатель минимизирует свой бюджет до нуля. Он становится барином, который выбирает холопа максимально удобным для себя способом и по одним только ему понятным критериям. Холопы – это копирайтеры, что добровольно отдали свое время, энергию и эмоции, согласившись на домашку до собеседования, которую они пошлют на деревню к дедушке.
Кажется, что они сэкономили время и эмоции, не поехав на собеседование. А если подумать, то собеседование никуда не делось. Оно просто отъехало на этап дальше.
На собеседовании в Workle я отказался выполнять тестовое задание, хотя оно было обязательным. И все же меня взяли. Возможно, я просто сожрал слишком много ресурсов у руководительницы, привязав ее к себе: мы сидели и болтали о всяком три часа.
В том числе и о том, что я чем-то напоминаю ей сына.
Тестовое задание: так делать или не делать?
Тут каждый выбирает сам. Мое мнение такое:
Тестовое можно сделать, если оно оплачиваемое. Если неоплачиваемое, то только простое (требует не более 4 часов на выполнение), по профилю, после предварительной беседы с ЛПР и при 100% заинтересованности в вакансии
Только простое. Время – деньги. И копирайтер-редактор ощущает это острее дизайнера и программиста, чьи зарплаты в 2-3 раза выше. Те могут позволить себе посидеть за задачей вечерок-другой, потому что денежная мотивация выше. Но я не готов уделить домашке более 4 часов, включая время на изучение продукта.
По профилю. Мне встречались разные тестовые задания: к примеру, придумать тему доклада, составить маркетинговый план, написать короткий фантастический рассказ. Все – на вакансию копирайтера. И в то же время все куда-то в молоко, мимо основных функций и задач.
После беседы с ЛПР. Мне нужно понять, что это за человек и как он проверяет задания. Вдвойне важно, если это мой будущий руководитель. В компаниях я работал с психопатами и альтернативно одаренными личностями, не умевшими писать слева направо. Адекватов всегда больше, но я имею право знать наверняка, что мой будущий босс не мудак.
100% заинтересованность в вакансии. Все просто: есть условный Google через дорогу от дома, а есть мастерская по заточке коньков на другом конце Москвы. Зарплата одинаковая. Но в первом случае я соглашусь на тест (если остальное более-менее удовлетворяет предыдущим требованиям), а во втором – нет.
Ну а вообще
А вообще время соискателя так же бесценно, как и время работодателя. Для всего остального есть резюме, портфолио, кейсы и рекомендации.
>>Узнавайте о новых статьях и всяких фишечках из паблика "ВКонтакте"
Тестовое задание помогает понять заказчику, справится ли с ним исполнитель, поэтому вполне нормально это. Конечно, оно должно быть оплачено при положительном результате проверки
Елена, в этом посте речь о тестовых при устройстве на работу. Само собой, что оплачиваемые тестовые на удаленке это норм (хотя смотря как оплачиваются еще).
Cогласен с Еленой на 100%!
Мы неоднократно обращались к копирайтерам, предварительно внимательно изучив портфолио их работ.
И очень часто, в ответ получали такое УГ , что только руками развести.
С работами в портфолио и близко не стояло.
И теперь вначале тестовое задание. И только если оно понравилось — оплачиваем и продолжаем работу.
В 99% случаев отказываюсь от тестового задания. Предлагаю ПРОБНОЕ, оплачиваемое. Учитывая, что занимаюсь текстами более 15 лет и имею портфолио практически на все темы, считаю это лишней тратой моего ресурса. Если работодателю лень просмотреть уже готовые работы, значит речь и в дальнейшем пойдет не партнерстве, а об игре в одни ворота. Опыт и практика показали.
Если умеете писать статьи, можно попытать удачи на биржах фриланса (здесь пишут статьи за денюжку). Но рассчитывать на большой заработок там не стоит.
В целом согласна с Евгением. Получила я тестовое задание два дня назад. Просили написать познавательную статью на тему «Снег» для детей 3-7 лет.
Возрастная категория, на мой взгляд, определена неправильно.
Каким языком нужно написать. чтобы это было одинаково интересно и понятно трехлетнему и семилетнему?
Не значит ли это, что семилетний ребенок должен быть «Солнечным»?