Похороните AIDA за плинтусом
Опубликовано: 25 Октябрь 2016 | Автор: Евгений Сахаров | Категория: Uncategorized | Метки: под микроскопом, проблемы копирайтинга, разрушая легенды | Комментарии (1)
Я так долго любовался самой знаменитой работой Дэвида Огилви, что мне открылась поразительная истина: рекламная формула AIDA мертва. Если вы пишете по ней продающие тексты для сайтов, то знайте: они мертворожденные.
Реквизит за копейки, идея на миллион
Мужчина в рубашке Hathaway. Приосанившийся мистер со взглядом победителя и, верно, голубой кровью в жилах. Кто он и как лишился глаза? Сражался на фронте за свободу нации? Ввязался в перепалку с карманником, став на защиту жертвы? Или он сам гангстер и носит повязку для устрашения?
Какой же он, черт возьми, крутой!
40 лет образ одноглазого франта будоражил умы американцев. Каждый янки мечтал о рубашке Hathaway, и каждый бизнесмен жаждал поработать с Огилви.
Неужели все дело в обыкновенной аптечной повязке за 50 центов? Конечно, нет, но она играла роль аттрактанта и вовлекала читателя в текст. Все, как писали в книгах о копирайтинге Шугерман, Витале, Кеннеди. Да тот же Огилви.
Печатное бытие АИДЫ
Реклама рубашек Hathaway публиковалась в журнале The New Yorker. Она взвинтила продажи C. F. Hathaway в 2,5 раза и в течение первых 8 лет не претерпела ни единого изменения.
Взгляните на нее еще раз. Здесь все подчиняется принципу AIDA, где A – Attention (внимание), I – Interest (интерес), D – Desire (желание), A – Action (действие).
Внимание Яркий образ вызывает у читателя любопытство и заставляет прочесть заголовок и начало текста |
Интерес Логичный и грамотно структурированный, продающий текст с первых строк увлекает читателя |
Желание Убедительная аргументация и тонкая игра на эмоциях запускают покупательский импульс |
Действие Текст побуждает к действию: в последнем абзаце указано, где и по какой цене можно купить эти рубашки |
Структура AIDA на примере рекламы рубашек Hathaway
Почему так важно было нащупать необычный, парадоксальный образ? Потому что The New Yorker.
Еженедельник The New Yorker – одно из старейших и самых уважаемых изданий США, ориентированное на состоятельную аудиторию. Чтобы завладеть вниманием читателя, пролистывающего журнал в поиске интересных репортажей и очерков, нужна экстраординарная реклама. И Огилви это, конечно, понимал.
«Люди не читают рекламные объявления как таковые. Они читают то, что их заинтересует. Иногда этим оказывается реклама».
Дэвид Огилви
Вся суть печатной, ТВ- и радиорекламы – попытка пробиться в эфир мыслей потребителя сквозь информационный шум. Затейливая иллюстрация, провокационный заголовок, звонкий слоган – для рекламиста это отмычки, с помощью которых он заберется к вам в мозг и помельтешит перед глазами текстом. На, читай.
Вплоть до нулевых AIDA чувствовала себя вольготно в роли владычицы рекламных просторов. Но появился интернет, устроил дворцовый переворот и сверг монархиню. С тех пор в копирайтинге и маркетинге установился новый порядок.
Интернет — не журнал и не телеэфир
Можно спорить по поводу баннерной рекламы, но на продающих сайтах и лендингах привлекать внимание не нужно. Ваши посетители прошли отсев через сито поисковиков, директа и уже слегка теплые. Ну а сайт – это монастырь с вашим уставом, огороженный от чужой рекламы. Вам не с кем конкурировать, так что к черту букву «A» – переходите к «I»!
Реклама с одноглазым усачом в эру digital не выстрелила бы, потому что мы воспитаны на фотожабах, кушаем мемасы на завтрак и засыпаем под вирусняк с YouTube. Наш нюх на странное притупился. К тому же мы не читаем рекламные тексты и не ищем в них фан. Мы сканируем их в надежде зацепиться взглядом за выгоды. Есть выгоды — класс; не находим за 5 секунд — давай, до свидания.
Не все это смекают. Некоторые еще борются с ветряными мельницами, как это рекламное агентство. Вы понимаете, что к чему на их сайте? Я потыкался в меню и не понял. Интересно, какие ощущения испытывают их потенциальные клиенты?
Вместо того чтобы удивлять и шокировать потребителя, сразу же сконцентрируйтесь на том, что ему интересно. С первых слов заголовка или дескриптора дайте понять человеку, что он попал по адресу. Придумайте бронебойный оффер и упакуйте в заголовок. Разместите фото продукта и приведите список обезоруживающих буллитов, чтобы вызвать желание. Подтолкните к действию, разместив форму заказа или оставив телефон.
Вот и вся магия.
Так что же все-таки случилось с формулой AIDA? Она утонула в океане интернета?
Нет, просто потеряла первую «A» за ненадобностью:
AIDA → IDA
Когда в следующий раз заказчик захочет креативный и привлекающий внимание текст для сайта по формуле AIDA, спросите, есть ли на его сайте баннеры и ссылки на конкурентов. Нет? Тогда зачем выпрыгивать из трусов?
P. S. Китайская народная мудрость: если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть трупы проплывающих врагов.
Если внимательно изучать рекламу, можно увидеть труп модели AIDA.
Доброго времени суток. Благодарю за отличный материал. Самая суть.
С уважением Рагозин Ильдар
Эрнестович