Рыба и булки
Опубликовано: 14 Июль 2017 | Автор: Евгений Сахаров | Категория: Uncategorized | Метки: копихак, мотивация, редактирование, я так делаю | Комментарии (3)
Боязнь чистого листа, писательский ступор, страх начать. Как избавиться от этой заразы, если не помогают кофеин, фрирайтинг и метод помидоров?
Я знаю один действенный способ. Только он странный очень.
Вместо предисловия: возможно, вас тяготит объем
Лендинг, теплое КП или страница о компании – это обычно 1500-4500 знаков. Если откроешь любой готовый свой текст, отформатированный и прилежно сверстанный, то кажется, что 1500-4500 – ерунда. Но когда текста еще нет, а перед тобой только белый лист Word, эти цифры кажутся исполинскими. Каждый знак, который надо напечатать, – как свинцом в грудь.
Задайте себе вопрос:
«Я в ступоре, потому что меня пугают объемы? Мне нужно в точку Z, а я еще из A не стартовал, и это меня тяготит?»
Если да или возможно – продолжайте читать. Если однозначно нет – мой метод не для вас.
Накачайтесь информацией и нащупайте структуру
Некоторые авторы советуют впитать в себя всю информацию о продукте – и вот тогда, дескать, попрет. Мысли сами попросятся на бумагу. Текст запишется!
Только у меня это не работает. Изучение продукта и маркетинговый анализ не заставят меня тут же броситься писать и победить чистый лист. Зато с ними я могу сходу накидать план.
План пишут многие, Америку я сейчас не открыл. Но обычно это последний пункт подготовки перед написанием текста, а у меня есть еще один. И вот в нем вся сила.
А теперь съешь еще этих мягких французских булок
Наверняка у вас есть свои копирайтерские микрошаблоны и ГОСТы. У меня так: заголовок в среднем из 6-8 слов, подзаголовок — из 8-12 слов или 2-3 коротких предложений. Если преимущества – то 5-8 блоков с кратким подзаголовком и расшифровкой на 1-3 строки.
Два разных текста. Но блоки преимуществ структурно схожи: сопоставимы объем текста и длина подзаголовков. Интересно, что и в других моих продающих текстах тоже все как-то так. Похоже, это мои ГОСТы
Определив свои ГОСТы, начните в соответствии с ними блок за блоком, от заголовка до призыва, «дорисовывать» свой план до рыбы — макета текста. Я рисую рыбу словами известной панграммы «съешь еще этих мягких французских булок да выпей чаю», по ходу расставляя себе подсказки: заголовок о том-то, буллит об этом-то, вот эта строка потом превратится в call-to-action.
Как видите, конечный результат может структурой отличаться от прогнозируемого в рыбе: где-то добавится абзац-другой или блок, поменяется порядок расположения элементов. Это не важно.
Важно другое. С рыбой и булками я вижу текст, пусть пока бессмысленный и беспощадный. Хоть какой-то.
Объем увиденного меня не пугает. Теперь я понимаю, что 1500-4500 знаков это, во-первых, не так много, а во-вторых, они уже набиты. Будем считать это очень грубым черновиком.
Мне остается отредактировать написанное — заменить строки-болванки чистовыми. А все нужные данные для этого есть; что писать, я уже знаю. Зря, что ли, я вначале изучал продукт?
Еще два примера (фрагменты старых черновиков)
Еще раз: отличие рыбы с булками от фрирайтинга
Фрирайтинг (aka «утренние страницы») – это бессмысленный текст ни о чем. Включаете таймер и выплескиваете весь бред, что придет в голову. Только как это поможет вам начать писать текст для заказчика?
Рыба с булками не заставляет вас писать, чтобы разогнаться. Вообще. Вы можете накопипастить панграмму (или что-то свое) под ваши ГОСТы, обозначив структуру. В результате вы увидите текст готовым и структурированным черновиком.
Кратко о главном
— Изучение продукта и план текста — 100% важно.
— Но это не поможет тут же начать писать (мне, во всяком случае, не помогает).
— Если пугает объем — нужно увидеть будущий текст. Вот хоть каким.
— Проанализируйте свои тексты и определите ГОСТы, по которым обычно пишете.
— Затем съешьте еще этих мягких французских булок и дорисуйте простой план до макета текста.
— Выпейте чаю. Вы только что закончили первый черновик (пусть и очень грубый).
— Можно садиться за редактирование. А редактировать психологически проще, чем писать
>>Узнавайте о новых статьях и всяких фишечках из паблика "ВКонтакте"
Я, конечно, все понимаю, вы таки есть копирайтер и это прекрасно. Но подскажите, почему в ваших текстах отсутствует логическая связь заголовков и подзаголовков?
Евгеш, а у меня тут своя атмосфера
Очень полезный совет. У меня тоже есть боязнь чистого листа, но я просто сажусь и пишу первое, что в голову приходит по теме. Потом вырисовывается картина: что добавить, что убрать.